Гостином дворе в Москве 23 января 2012 года состоялось торжественное открытие XX Международных Рождественских
образовательных чтений «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства»
Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,
который обратился к собравшимся со вступительным словом.
Уважаемые представители государственной власти! Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и
сестры!
Сердечно приветствую всех собравшихся для участия в работе ХХ Международных Рождественских образовательных
чтений.
Рождественские чтения — это важный церковно-общественный форум, в ходе которого мы ежегодно подводим итоги в
сфере развития православного образования. Это масштабное собрание, с участием всех епархий, позволяет увидеть,
как мы исполняем завет Христов идти по всему миру и проповедовать Евангелие (см. Мк. 16:15), донося знание о
Слове Божием каждому, кто в нем нуждается.
Прежде чем перейти к конкретным частным вопросам религиозного просвещения, актуальным вопросам, которые
высвечивает переживаемое нами время, я хотел бы кратко сформулировать сущностные проблемы всей системы
образования, с которыми сегодня сталкиваются не только Россия, не только страны исторической Руси, но и
большинство государств мира.
На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать
предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро растущих
технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой
опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для
интеллектуального, духовного и культурного развития личности. Все большую популярность получает убеждение,
что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения
науки и культуры. Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенной с целью
экономии времени для новых дисциплин. Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию
некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос. Подобно тому, как
г-жа Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики
и так знают, куда везти, современные юноши и девушки часто не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо
и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки «Enter». Такой подход к знаниям
и информации надмевает человека и ставит в опасное положение — и с точки зрения нравственной, и с точки зрения
бытовой безопасности. Ведь Интернет не всегда под рукой, и даже эффективное формулирование запроса в поисковой
строке требует определенных фоновых знаний и сообразительности.
В этих условиях постоянно обновляющейся новостной повестки дня в особый список риска попадают науки и знания,
отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням. «Зачем знать, что было три-четыре века назад,
если в эти дремучие времена не было айпедов и не было придумано ни одной дельной игрушки?» — так или
приблизительно так может думать современный подросток. История, культура, фольклор, классическая литература
окутаны туманом давнопрошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к литературному, художественному
и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки,
пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона, классическая литература содержит
примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец, религиозное
образование и святоотеческое наследие приводят человека к постижению Божественного замысла о нем, учат его
нравственному самостоянию и жизни в согласии с Евангельскими заветами.
Как сказано в недавно утвержденном Священным Синодом документе «О религиозно-образовательном и катехизическом
служении в Русской Православной Церкви», «церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального
процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является
благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью».
Все вышесказанное простительно не понимать юношеству, но нам с вами будет непростительно забыть слова святителя
Филарета Московского о том, что «просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему
служит вера».
Рецептивный принцип образования был осмыслен еще в древнем мире, а список наук, формирующих юношу интеллектуально
и духовно для его дальнейшего служения обществу и государству, получил название humanitas. От этого понятия и
возник комплекс тех наук, которые в новое время были названы гуманитарными. Еще первый в истории профессор,
известный римский оратор Марк Фабий Квинтилиан, подытоживая все знания античной эпохи о воспитании талантливого
оратора, достойного публичного деятеля, писал, что неправильное воспитание и обучение, невнимание к гармоничному
развитию человека приводит к падению нравов в обществе и кризису государства.
Поэтому неслучайно, что тема наших нынешних Чтений звучит как «Просвещение и нравственность: забота Церкви,
общества и государства».
Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех
участников образовательного процесса — не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания
знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии —
воспитательная. Мы должны вместе формировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество, которое будет
созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит распада государства, помрачения общественного
сознания в молодежной среде.
Завершая свою вводную часть, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что ответственность и учителя, и священника, и
чиновника определяется уровнем профессиональной и нравственной подготовки как наших учеников, студентов,
курсантов, кадетов, так и всех других, к кому эти категории лиц обращают свое слово. Познавательная ценность
обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения
взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, в
том числе в нравственной сфере, основанные на Божественных заветах и опыте культуры.
Теперь перехожу к обзору изменений, произошедших в сфере церковного образования и катехизации за прошедший год.
Сегодня во всех странах исторической Руси существует большой запрос на культуру и духовное наследие Православия
— традиционной для большинства жителей этих государств религии. Наши соотечественники хотят пребывать в
православной культуре и получать знания о ней, и мы должны сделать все, чтобы полноценно отвечать на этот
запрос. Мы призваны давать знания о Православии и тем, кто давно живет в Церкви, и тем, кто только учит
наизусть «Символ веры».
Эта потребность общества в православной вере и культуре создает поле для сотрудничества Церкви и государственных
институтов. Ведь знакомство человека с ценностями Евангелия преображает его личность, меняет образ мыслей и
поведение — как в его личной, так и в общественной жизни. Православное просвещение — это еще и способ
нравственного оздоровления общества, путь к достижению его устойчивости и к выработке иммунитета против многих
социальных недугов. Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до
тех пор, пока не сформируется то самое нравственное поколение людей, которое будет способно, руководствуясь не
своим инстинктом, а своими убеждениями, отличать добро от зла и правду от лжи.
Вот почему вопрос воспитания, если мыслить стратегически, смотреть в будущее, в том числе в будущее наших
стран, — это не вопрос 29-й в государственной повестке дня и не самый последний вопрос в программе политических
партий, как это иногда бывает. Это самый главный, фундаментальный вопрос. Без этого ничего не получится, без
этого мы все будем легко управляемы. А в условиях развития массовых коммуникаций, Интернета эта управляемость
обеспечивается технически очень легко.
Отрадно отметить, что за последние десятилетия Церкви удалось достичь взаимопонимания с государством по ряду
вопросов в области православного образования. Наш диалог продолжается, и выражаю надежду, что мы сможем прийти
к согласию по всему спектру тем, касающихся образовательной сферы.
Сегодня интересы Церкви представлены в законотворческом процессе, связанном с образованием. Юридическая служба
Московской Патриархии и профильные синодальные структуры участвуют в этом процессе. Ими были сформулированы
предложения в действующее законодательство и в проект Федерального закона «Об образовании», который должен в
том числе содействовать развитию такой социально значимой практики, как преподавание Основ православной культуры;
однако существует еще ряд проблем, требующих своего разрешения.
Проект закона уже предполагает возможность реализации в духовных школах программ профессионального образования
по госстандартам с последующим получением выпускниками дипломов государственного образца.
Кроме того, необходимо закрепить участие Церкви в подготовке учителей и в экспертизе учебников и пособий в этой
области. Только законодательные гарантии конфессиональной экспертизы, участия Церкви в подготовке учителей могут
быть защитой от искажений при преподавании любой религиозной культуры в школе. С такими искажениями мы уже
столкнулись в ходе эксперимента по преподаванию ОПК в рамках курса Основ религиозной культуры и светской этики.
Данный опыт необходимо учесть в будущем и сделать соответствующие выводы, чтобы подобная ситуация не повторилась
еще раз.
Также насущно необходимо создание правовой базы, которая бы гарантировала бюджетное финансирование православных
общеобразовательных организаций. В этом направлении проделана определенная работа, сформулированы соответствующие
поправки, как к федеральному, так и к региональному (в частности, к столичному) законодательству, которые в
данный момент рассматриваются профильными государственными структурами. Надеемся, вопрос будет решен положительно.
Отдельный вопрос — статус кадетских казачьих корпусов. Необходимо законодательно закрепить взаимодействие
кадетских корпусов с православными религиозными организациями, что важно для духовно-нравственного и
патриотического воспитания кадетов. Воспитанники должны иметь возможность совместно молиться в течение дня,
участвовать в богослужениях. Такой уклад уже давно внедрен в большинстве казачьих кадетских корпусов, но иногда
встречает протесты со стороны надзорных органов — по причине якобы несоответствия данной деятельности светскому
характеру образования в государственных школах. Представляется, что в данном случае не нарушается принцип
светского характера образования в школе. Ведь дети других религиозных традиций могут выбрать иные (не казачьи)
кадетские корпуса. Точно так же и сами кадетские корпуса, как и другие муниципальные школы, не обязаны принимать
всех детей ближайшего микрорайона.
Вызывают тревогу все чаще звучащие предложения о внедрении института так называемой ювенальной юстиции. На наш
взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового
механизма в этой области. Имеющаяся система норм права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков
и дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием. Другое дело, что нужно добиваться реальной
и эффективной работы имеющихся норм, в том числе института уполномоченного по правам детей, с тем чтобы этот
институт стал реальным органом, способным положительно влиять на изменение ситуации к лучшему. Несмотря на очень
высокую активность тех, кто возглавляет этот орган, у него недостаточно полномочий для того, чтобы в полной мере
осуществлять повестку дня. В любом случае за родителями должен быть сохранен исключительный статус законных
представителей своих детей. Нужно защищать право ребенка жить и воспитываться в семье равно как его безопасность.
Кроме того, крайне важно закрепить в национальном законодательстве приоритетное право родителей воспитывать и
давать образование своим детям в соответствии с собственными религиозными и мировоззренческими убеждениями, что
находится в полном соответствии со всеми международно принятыми актами в сфере образования, в том числе
европейскими. Необходимо также предусмотреть соответствующие гарантии осуществления этого права. Школа должна
учитывать пожелание родителей воспитывать детей в своей религиозной традиции и с уважением относиться к свободе
их выбора, и уж никак не направлять волеизъявление в ту сторону, которая желательна для директора школы или для
отдельных педагогов.
С 2009 года идет эксперимент по преподаванию в школах православной культуры по выбору — в обязательной части
учебного плана. С этого года к процессу введения ОПК в основной части школьной программы, хотя вначале и в очень
небольшом объеме, подключаются все регионы России. На этом этапе в Министерстве образования при участии
представителей религиозных организаций будут проработаны планы расширенного преподавания религиозных культур
по выбору не только в 4-5 классах, как было до этого, но и в других классах, о чем очень ясно было заявлено
участниками XIX Рождественских чтений год тому назад.
В начале эксперимента было предложено преподавать ОПК только в 4-5 классах по одной четверти или по одному
полугодию. Сейчас уже накоплен достаточный опыт, преодолены многие искусственные страхи по поводу «разделения
детей по вере». В обществе сложилось благоприятное отношение к участию Церкви и других религиозных организаций
в духовно-нравственном воспитании школьников.
Согласно рекомендации Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, на местах, при
введении преподавания Основ религиозных культур и светской этики, должен использоваться накопленный опыт
духовно-нравственного воспитания молодежи с учетом региональных этнокультурных и конфессиональных особенностей.
Важно сохранить, — и я уже говорил ранее, — тот объем преподавания ОПК, который уже имеется.
Отдельная тема — ситуация в поликультурных регионах Поволжья, Северного Кавказа, Сибири. Здесь нужна сугубая
мудрость при выстраивании взаимодействия епархий и светских образовательных структур на уровне региона и
отдельных городов.
За прошедший год было много сделано для укрепления епархиальных отделов религиозного образования. Хочу выразить
благодарность тем архипастырям, которые сделали эти отделы более работоспособными, материально обеспеченными, а
также поблагодарить коллективы этих отделов за их труды. Хотел бы призвать епархиальных архиереев и впредь
относиться к этому вопросу с максимальной ответственностью, памятуя о последствиях наших успехов или неуспехов
в этой важнейшей области.
Также обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при преподавании курса ОПК изучение православной культуры
подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае
искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к традиции, в которой
живет его семья. Нам придется терпеливо преодолевать эти трудности.
Вместе с тем, видится необходимым найти механизмы правовой защиты православных образовательных организаций,
определить их статус и значимость для Церкви на уровне Архиерейского Собора и Священного Синода. Мы должны
помнить, что православные школы и гимназии создавались силами энтузиастов, которых не пугали ни чиновничьи
препоны, ни финансовые сложности, ни организационные проблемы. Эти школы выживали в невероятно трудных условиях,
и сегодня мы обязаны им помогать.
Еще один вопрос — социальный престиж православных образовательных учреждений. Надо сделать все, чтобы развеять
мифы о маргинальности наших школ, и нужно чаще говорить о большинстве наших гимназий, которые очень часто
являются лучшими школами в регионе, с самым высоким процентом зачисления выпускников в высшие учебные заведения,
включая престижные московские вузы. Необходимо отбирать наиболее компетентные педагогические кадры, уметь
сохранять лучшие образовательные традиции и использовать новые методические разработки. Надо создать условия для
постоянного профессионального роста учителей, применять обязательную аттестацию по вероучительным предметам.
Там, где мы не дотягиваем, мы должны в самое ближайшее время изменить ситуацию к лучшему. Православные гимназии
не могут быть середнячками — они могут быть только продвинутыми школами. Только тогда они будут привлекательными,
и только тогда наш опыт в сфере общего среднего образования будет убедительным для других. Предлагаю Отделу
религиозного образования и катехизации разработать свои предложения по данной теме, а епархиальным архиереям
обратить особое внимание на повышение уровня православных общеобразовательных школ. И прошу проявлять большую
заботу об их состоянии.
Обращаю особое внимание присутствующих на важность работы с родителями. Сегодня в Церкви уже создано множество
форм работы с семьей на всех ступенях обучения, начиная с дошкольного возраста. Это и беседы с родителями на
духовно-нравственные темы, касающиеся воспитания, и семейные праздники, и различные конкурсы и соревнования.
Особенно же важно совместное участие в богослужении.
Необходимо развивать такие эффективные формы работы с семьей, как семейные форумы, семейные летние лагеря и
совместные паломничества, семейные трудовые отряды по восстановлению церковных святынь и памятников культурного
наследия. Вовлечение всей семьи в осуществление того или иного проекта усиливает внутреннюю солидарность членов
семьи, воспитывает детей, устанавливает более доверительные отношения между старшими и младшими.
Важно задействовать в рамках подобных программ и старшее поколение, которое также нуждается во внимании детей
и внуков. Юношеству необходимо прививать почтительное отношение к старости, ибо, как сказал поэт, «неуважение
к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин). Семьи можно вовлекать в волонтерские сообщества
по оказанию благотворительной помощи детям-отказникам, интернатам для детей инвалидов и сирот, а также интернатам
для престарелых, одиноким старикам.
Таким образом, мы приобщаем семьи к социальному служению, укрепляя их нравственно и духовно через конкретные
совместные добрые дела. Такое служение поможет им осознать себя христианскими общинами, свидетельствующими миру
о Спасителе делами любви и милосердия.
Одним из важнейших направлений просветительской деятельности нашей Церкви является катехизация — приобщение
людей к истинам православной веры, чтобы она не была лишь внешним атрибутом их жизни, набором представлений
о нравственных нормах, но была внутренним стержнем, ориентиром, задающим ценностные координаты бытия — в
семейном, социальном, культурном и экономическом планах. Только в таком случае человек становится подлинным
гражданином страны, служащим ее благу. Поэтому катехизацию нельзя рассматривать как лишь узкоцерковную
задачу — она превращается в объект интереса всего общества.
В условиях кризиса института семьи, разрушения традиционных семейных ценностей особое внимание надо уделять
семейной катехизации. Надо развивать опыт молодежных центров, где, в том числе, проводилась бы духовная
подготовка юношества, желающего в перспективе вступить в брак.
Важно создавать в приходе условия, позволяющие всей семье органично участвовать в его жизни и духовно
развиваться, преодолевать возникающие трудности семейной жизни. Один из путей к этому — создание воскресных
школ семейного типа, где дети и родители вместе занимаются, вместе участвуют в паломнических поездках и
других мероприятиях. Привлечение к работе с семьей профессиональных православных психологов позволяет помочь
разобраться в трудных семейных ситуациях.
На последнем заседании Священного Синода был принят документ «О религиозно-образовательном и катехизическом
служении в Русской Православной Церкви», определяющий структуру и содержание духовно-просветительской
деятельности Церкви на ближайшую перспективу. Именно этот документ, которой был предопределен решением
Архиерейского Собора 2011 года, сегодня полагается в основу всей нашей деятельности в сфере образования
и катехизации. Напомню, что по решению Архиерейского Собора, в крупных городских приходах и благочиниях
вводятся оплачиваемые должности катехизаторов. Кроме того, разрабатываются документы, регламентирующие
подготовку и аттестацию таких сотрудников, а также рекомендации к их деятельности. В связи с этим призываю
епархиальных Преосвященных, председателей профильных епархиальных структур со всем вниманием и ответственностью
отнестись к воплощению в жизнь решений Священноначалия.
В заключение хотел бы сказать, что от того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии православного
просвещения, выстраивать соработничество в этом направлении между церковными, государственными, общественными
институтами, зависит нравственный климат в странах, в которых мы живем, и благополучие в обществе в целом.
Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь — важнейшая цель наших
совместных молитв и трудов. Будем и впредь делать все возможное, чтобы вечные евангельские идеалы оказывали
определяющее влияние на формирование образа жизни наших современников, становились приоритетными в выборе
мотивации их повседневных поступков.
Сам Господь да споспешествует всем нам поступать достойно звания, в которое мы призваны, со всяким
смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство
духа в союзе мира (см. Еф. 4:2-4).
Благодарю вас за внимание.