header('Content-Type: text/html; charset=utf-8'); Храм Кольцово
изображение
изображение
изображение
Притвор Просвещение Основы првославия Впервые в храме Символ веры Заповеди Божии Таинства О молитве Священнослужители Православный храм Документы Воскресная школа Библиотека Таинства
изображение
изображение

изображение соответствии с Православным учением все члены Церкви равны в человеческом достоинстве и в надежде на спасение, на вхождение в Царство Небесное. Но как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же», – учит апостол Павел (1 Кор. 12:4–5). В Послании к Ефесянам сказано: «Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12). Поэтому изначально, от апостольского века, члены Церкви разделены на 2 основных разряда: клириков и мирян. Клирики призваны Святым Духом через поставление от преемников апостолов, епископов, совершать церковное служение: проповедовать, преподавать таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Миряне также участвуют в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей и, как правило, вне храма, в богослужении – своими молитвами, в церковном управлении – в распоряжении церковным имуществом, в исполнении доступных им церковных должностей. Клирики именуются преимущественным образом Духовенством.

изображение
изображение

Помимо клира и мирян – состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние — монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из 3 сословий: клириков, мирян и монахов, потому что монахи могут быть как клириками, причем в Православной Церкви только им доступно высшее епископское служение, так и лицами, не имеющими посвящения, и в этом смысле мирянами. Выделение монашества в составе Церкви имеет иное основание, нежели разделение всех членов Церкви на 2 основных состояния: мирян и клириков. Монашествующие выделяются не служением, а особым образом жизни, который вытекает из даваемых ими обетов. Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени - к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица "схи" (например, "схиигумен" или "схимитрополит"). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся четыре обета - безбрачия, послушания, нестяжания и постоянной молитвы, а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

Облачение инока (монаха-рясофора) состоит из рясы, камилавки и чёток. После пострижения в малую схиму монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки. Облачение великосхимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии,пояс, хитон.

Клирики разделяются на 2 разряда: священнослужителей и церковнослужителей. Священнослужители в свою очередь подразделяются на белых и черных. Белое - это женатое духовенство, черное - монашествующие.

Священнослужители стоят на 3 степенях иерархического служения. Все они являются степенями апостольского происхождения. Каждая из трех степеней священства четко названа в Священном Писании: епископ (Флп. 1:1; 1 Тим. 3:1-2); пресвитер (Иак. 5:14; Тит. 1:5); диакон (Деян. 6:1-6). Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.

Посвящение в степени священнослужителей производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч, рукоположение). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира.


Иерархию священнослужителей можно представить в виде таблицы:

Иерархическая степень "Белое" (женатое) духовенство "Черное" (монашествующее) духовенство
Диакон Диакон
Протодиакон
Иеродиакон
Архидиакон
Священство Иерей (священник)
Протоиерей
Протопресвитер
Иеромонах
Игумен
Архимандрит
Архиерейство Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх


Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды, которые изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.

Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса.

изображение

Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Подрясник - нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

Ряса - верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета. Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И подрясники, и рясы могут быть на подкладке. Для обихода существуют рясы, представляющие собою демисезонные и зимние пальто. Это рясы с отложным воротником отороченным черным бархатом или мехом. Зимние рясы-пальто делаются на теплой подкладке.

Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь. Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы. Исключение составляют лишь некоторые молебны, литии, келейные и другие священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль. Таким образом, повседневные одеяния духовенства являются обязательной основой и богослужебных облачений.

изображение

Диаконы - священнослужители первой (младшей) степени. Имеют право участвовать в совершении общественных и частных богослужений, сослужить епископам и священникам, но сами не совершают богослужений и Таинств. Над кандидатом в сан диакона прежде совершается посвящение во чтеца и иподиакона, так что во диакона может быть рукоположен только иподиакон (женатый или монашествующий). Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом

Греческий термин диакон означает «служитель». Появление диаконов как особой степени священнослужителей восходит к апостольскому времени и зафиксировано в книге Деяний Апостольских (Деян. 6:1-6). Хиротония во диакона совершается на литургии после Евхаристического канона, то есть после совершения Таинства. По церковным канонам рукоположение во диакона совершается не ранее достижения кандидатом 25 лет (14-е правило Трулльского собора).

Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона.

Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.

изображение

Стихарь – длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

Орарь – длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, где укрепляется петлей на пуговице на левом плече стихаря, так что концы его свободно свисают вниз. Взяв в правую руку нижний передний конец ораря, диакон возвышает его при произнесении ектений и других возгласов, осеняет этим концом себя крестным знамением, в определенные моменты богослужения указывает им священнику или епископу на священные сосуды или другие предметы. На литургии при пении «Отче наш...», готовя себя к принятию Святых Тайн, диакон препоясывается орарем крестообразно. После причащения диакон снова распускает орарь и полагает его на левом плече.

Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Диакон может быть удостоен четырех богослужебных (иерархических) наград:

изображение

1. Двойной орарь. Диаконы, имеющие эту награду, не опоясываются крестообразно орарем при пении «Отче наш...».

2. Сан протодиакона. Этим саном обычно награждаются старшие диаконы кафедральных соборов и крупных городских храмов. Для иеродиаконов (монашествующих диаконов) аналогичной наградой является сан архидиакона (не путать с архидиаконом Патриаршего собора, см. ниже). Первенство среди монастырских архидиаконов и протодиаконов устанавливается в зависимости от их старшинства по хиротонии.

3. Камилавка. Это головной убор цилиндрической формы, часто слегка расширяющийся кверху, на твердой основе, обтянутый обычно фиолетовым бархатом. Камилавка является наградой и для священников.

4. Сан архидиакона. Этот сан имеет старший диакон Патриаршего собора, которому принадлежит первое по чести место среди всех диаконов поместной Церкви. Архидиакона Патриаршего собора следует отличать от монастырских архидиаконов, которые по чести равны протодиаконам из белого духовенства.

изображение

Священник — представитель второй степени священства. В церковной традиции используются также синонимичные термины иерей (греч. иеревс — «священник») и пресвитер (пресвитерос — буквально «старший», «старец»). Священники по сообщенной им от епископов благодати Божией имеют право совершать почти все виды общественных и частных богослужений, кроме рукоположения в священные степени и некоторых других чинов, совершаемых только архиереем (хиротесия, освящение антиминса, освящение мира). Хиротония во пресвитера совершается епископом на литургии после Великого входа, но прежде Евхаристического канона, что указывает на то, что пресвитер является совершителем Таинства. По церковным канонам рукоположение во Пресвитера совершается над диаконом, достигшим 30-летнего возраста (14-е правило Трулльского собора).

Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.

Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними – звание протопресвитера.

Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

изображение

Полное богослужебное облачение священника составляют пять одеяний: подризник, епитрахиль, поручи, пояс и фелонь (или риза). При служении вечерни и утрени священник надевает только епитрахиль и фелонь (на практике еще и поручи), а на службах часов — только епитрахиль.

Еще одним атрибутом внешнего вида священника является наперсный крест. В наше время крест на груди священника присутствует не только во время богослужения, но и в небогослужебное время. До конца XIX века право ношения креста было наградой, которую имели только некоторые пресвитеры, однако после коронации императора Николая II в 1896 году серебряный наперсный крест стал необходимой частью облачения любого священника.

изображение

Подризник священников является нижней богослужебной одеждой. Священник надевает подризник на подрясник, затем облачается в прочие ризы. Хотя подризник священника имеет то же значение, что и стихарь диакона, в его внешнем виде имеются некоторые отличия. Рукава подризника узкие (так как на них надевают поручи) и имеют разрезы на концах. К одной из сторон разреза пришивается тесьма или шнурок, так что при облачении этим шнурком нижний край рукава подризника плотно стягивается у запястья. На спине подризника нашивается только крест, а на подоле, поскольку он выступает из-под верхней одежды и виден всем, есть такая же нашитая полоса, как и на стихаре. По бокам подризника имеются такие же разрезы, как на стихаре. Подризники делаются из легкой ткани и в основном бывают белого цвета.

изображение

Епитрахиль (в переводе буквально «нашейник», «навыйник») — непременное богослужебное одеяние, без которого священник не имеет права совершать ни одного богослужения. Если священник служит в полном облачении, он надевает епитрахиль поверх подризника, в остальных случаях полагает ее поверх рясы.

Епитрахиль является аналогом диаконского ораря; более того, долгое время она представляла собой тот же орарь, просто обернутый вокруг шеи священника. В средние века архиерей, посвящая диакона в сан священника, переносил заднюю часть ораря вперед, так что оба его конца равномерно спускались вниз по груди и при этом соединялись один с другим. В позднейшие времена (примерно с XVI–XVII вв.) епитрахили стали делать не из диаконских орарей, а особо, для удобства ношения. В той части, которая охватывает шею, епитрахиль делается фигурной узкой, дабы эта часть могла удобно облегать ворот подрясника или рясы. При посвящении диакона во пресвитера епископ настоящее время уже не охватывает орарем шею посвящаемого, а сразу возлагает на него готовую епитрахиль.

Поручи священника ничем не отличаются от поручей диакона.

изображение

Пояс, надеваемый поверх подризника и епитрахили, представляет собой не очень широкую полосу материи, в середине имеет нашитое знамение креста. С двух концов пояса имеются ленты, которыми священник завязывает пояс сзади, на пояснице. Пояс как часть облачения священника появляется в России не ранее 2-й половины XVII века; во всяком случае, в чинопоследовании хиротонии во пресвитера 1-й половины XVII века о поясе не говорится ничего.

изображение

Фелонь (или риза) – верхнее богослужебное одеяние священников. Это одеяние очень древнее. Фелонь в древности представляла собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служила для защиты от холода и непогоды. Ее надевали на оба плеча, причем передние концы стягивались на груди, и через одно плечо; иногда в середине этого плаща устраивался вырез для головы, и надетая на плечи фелонь покрывала длинными концами спереди и сзади все тело человека.

В древности фелонь была богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до Патриархов. До XI-XII веков святители не имели других верхних богослужебных одеяний. Отличием патриарших и митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, чего не имели на подобных одеяниях архиепископы и епископы.

Постепенно форма фелони изменилась. Для удобства ношения спереди на подоле стал делаться полукруглый вырез, то есть передний подол фелони уже далеко не доходил до ступней. Со временем верхние оплечия фелони стали делать твердыми и высокими, так что задний верхний край фелони в виде усеченного треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя.

Перечисленные нами выше пять облачений принадлежат всем пресвитерам, независимо от их заслуг и статуса. Однако в Русской Церкви еще развита система иерархических (богослужебных) наград для священников. Всего существует 13 наград для пресвитеров:

изображение
1. Набедренник. Это продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте, который надевают через левое плечо, так что он спускается с правого бока ниже пояса, на бедро (отсюда и название). Набедренник как часть облачения священника существует только в Русской Церкви (но отсутствует в других православных Церквах), где эта награда была введена в XIX веке. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого. Навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

изображение

2. Скуфья (греч. «чаша»). повседневный головной убор православного духовенства и монахов чёрного цвета. Скуфьи архиерея традиционно имеют крест (обычно бриллиантовый, может быть вышитый бисером или нитками). Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 года.

3. Камилавка. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового (реже: любого другого, но не чёрного) цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником. Носится во время богослужения и во время официальных и торжественных мероприятий.

изображение

4. Наперсный золотой крест. Этот крест отличается от обычного священнического серебряного креста не только цветом (встречаются и серебряные наградные кресты), но и формой (данный наградной крест четырехконечный, а не восьмиконечный). Кроме того, наградной наперсный крест имеет массивную цепь. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет. Надевается во время богослужения поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

5. Сан протоиерея. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом. В исключительных случаях награда может быть дана и до окончания этого срока (например, в связи с назначением на начальственную — общецерковную или епархиальную — должность), но не ранее чем через десять лет служения в сане пресвитера.

изображение

6. Палица. Это равносторонний плат, укрепленный наленте за один из углов. Палица является наградой и в греческих Церквах Востока. Русское белое духовенство получило право ношения палицы как награды по указу Императора Павла I в 1797 году. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (через пять лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через десять лет служения в сане пресвитера). Навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник — слева. Первенство чести при соборном служении определяется следующим образом: иеромонахи, имеющие право ношения палицы, стоят перед протоиереями, не имеющими этого права; иеромонахи и протоиереи, имеющие право ношения палицы, стоят в порядке, определяемом старшинством хиротонии.

изображение

7. Крест с украшениями. Это наперсный крест на обычной цепи, подобный тому который носится архиереями. Отличительной особенностью этого вида наперсного креста является использование при его изготовлении эмали, филиграни, гравировки и камней. Как правило, кресты с украшениями производятся ювелирными мастерскими. Награждение крестом с украшениями производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Его получают священники, которые ранее были награждены палицей, но не ранее чем через 5 лет после награждения (через семь лет для иеромонахов, награжденных палицей). Возложение креста на священника производится правящим епархиальным архиереем, либо, по его благословению — викарным архиереем. При возложении архиерей возглашает «аксиос». Крест надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы. Тем, кого уже наградили митрой, или тем, кто имел ее по должности (т. е. архимандритам), вручали второй наперсный крест с украшениями.

изображение

8. Митра, как награда для пресвитеров, существует только в Русской Церкви со 2-й половины XVIII века (со времени императрицы Екатерины II). В отличие от архиерейской митры, митра священника не увенчивается крестом. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Носится исключительно во время богослужения. При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра

9. Служение литургии при открытых царских вратах до Херувимской песни. Если литургию совершает протоиерей или архимандрит, удостоенный этой награды, то царские врата открываются перед началом литургии и закрываются только после Великого входа.

10. Служение литургии при открытых царских вратах до «Отче наш...». Если литургию совершает протоиерей или архимандрит, удостоенный этой награды, то царские врата Открываются перед началом литургии и закрываются только перед началом причащения духовенства. В этом случае почти вся литургия (кроме самого причащения духовенства) совершается при отверстых царских вратах, то есть так же, как при архиерейском служении литургии.

11. Право ношения креста на митре. В основном дается по должности заслуженным архимандритам.

изображение

12. Патриарший крест. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград. Клирики, награжденные Патриаршим наперсным крестом, имеют первенство чести перед другими клириками, не имеющими таковой награды. Клирики, награжденные правом ношения Патриаршего креста и призванные в дальнейшем к архиерейскому служению, могут носить его при богослужениях вместо обычного креста с украшениями. Надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

13. Сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

изображение

Епископ («надзирающий», «блюститель»), или архиерей («начальник над священниками», «первосвященник») — священнослужитель высшей степени. Епископы — преемники апостолов, имеющие через последовательность рукоположений благодатную связь с ними. Епископы имеют право совершать все Таинства и, в частности, имеют власть через рукоположение посвящать в остальные священные степени. Только он может освещать миро и антиминсы. Кроме того, правящему епископу принадлежит вся полнота административной и духовной власти во вверенной ему епархии. Согласно 39 Правила святых Апостолов, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

изображение

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, архиепископами так же называются епископы наиболее значительных городов столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

Полное архиерейское богослужебное облачение содержит в себе несколько основных предметов: подсаккосник, епитрахиль, поручи, пояс, саккос, палица, омофор, митра, крест, панагия и жезл (посох).

Подсаккосник по своему значению является аналогом стихаря диакона и подризника пресвитера. По своему внешнему виду подсаккосник подобен подризнику, отличаясь разве что более украшенным подолом.

изображение

Епитрахиль, поручи, пояс и палица архиерея аналогичны соответствующим священническим облачениям.

Саккос становится частью архиерейского облачения и заменяет фелонь начиная с XI–XII веков. Ранее саккос был предметом царского облачения, который Византийские императоры стали жаловать Патриархам. Саккос по общему внешнему виду напоминает диаконский стихарь, с той разницей, что саккос имеет разрезы по бокам до подола, а также на нижней стороне рукавов. Вместо пуговиц саккос имеет звонцы в местах соединения краев разреза.

изображение

Омофор является самым важным и самым древним архиерейским облачением; без омофора архиерей не может совершать ни одного богослужения. Омофор представляет собой длинную широкую полосу материи с изображением крестов и почти такой же отделкой, как и диаконский орарь: нашитые полосы из иной материи, чем сам омофор, идущие по всем краям, бахрома, две поперечные полосы у каждого из концов. Омофор надевается на плечи епископа, а концы его спускаются почти до подола саккоса.

Архиерейский омофор бывает большой и малый. Большой омофор епископ носит с начала литургии до чтения Апостола. При чтении Евангелия архиерей стоит совсем без омофора до окончания чтения. После этого на епископа надевают малый омофор, подобный большому, но значительно короче его. Малый омофор надевают по плечам вокруг шеи епископа и обоими концами спускают на грудь, что напоминает древнюю епитрахиль в виде ораря, обнесенного вокруг шеи священника и спускающегося вниз обоими концами.

изображение

На Великом входе малый омофор снимают, и епископ встречает в царских вратах предложенные Святые Дары. Затем уже вновь в малом омофоре епископ призывает Святаго Духа для претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.Когда Таинство совершилось и на престоле присутствует Сам Христос в пресуществленных Дарах, омофор вновь снимают с епископа. Затем на возгласе диакона «Вонмем» малый омофор вновь надевают на архиерея, который находится в нем до конца литургии.

Митра — богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка. Исторически и символически митра связана с царской диадемой. Архиерейская митра увенчивается крестом.

изображение

Панагия («всесвятая») — нагрудный образ Божией Матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями. Панагия является исключительной принадлежностью архиерейского сана и впервые упоминается в XV веке в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Как и запрестольные Крест и икона Богоматери, они означают, что люди спасаются в Церкви благодатной силой крестного подвига Иисуса Христа и молитвами Богородицы, Матери Церкви. Епископские крест и панагия напоминают о том, что епископ должен иметь в своем сердце Господа и Богоматерь, а потому у него должно быть чистое сердце и правый дух. В повседневной обстановке епископы носят на груди только панагию, а за богослужением — панагию и крест.

Жезл (Поcох) . Знак церковной власти епископа и управляющего монастырем (архимандрита или игумена). Различаются богослужебные — торжественные и богато украшенные посохи (жезл), и внебогослужебные — более простые (посох). Богослужебный архиерейский жезл существует наряду с посохом потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям нельзя украшать себя дорогими и яркими вещами. Только за богослужением, где архиерей и священнослужитель являют людям образ Царя Небесного, они облачаются в особо украшенные ризы и головные уборы, а архипастырь берет в руки богато украшенный жезл как символ данной ему по Божией благодати церковной власти. Навершие богослужебного жезла увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов:

изображение

древняя форма, восходящая к VI веку в виде перекладины с рожками, напоминающим перевернутый якорь;

форма, распространившаяся в XVI—XVII веках — в виде двух змей, извивающихся кверху с главами, взаимно обращёнными друг к другу, что означает мудрое управление паствой.

Отличительной особенностью русских архиерейских посохов является сулок — небольшой вдвое сложенный четырехугольный плат, который привязывается к верхней части Архиерейского жезла, предохраняющий руку от мороза. Впрочем, некоторым архимандритам в виде награды также позволяется иметь сулок на жезле. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний — от внешнего холода.

Повседневный, внебогослужебный посох представляет собой длинную деревянную палку с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или желтого металла.

Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вратами отдают жезл иподиакону-посошнику, стоящему за богослужением справа от царских врат.

Кроме полного архиерейского облачения, существует еще малое облачение, в котором епископ совершает некоторые богослужения. Малое архиерейское облачение состоит из мантии и омофора.

изображение

Архиерейская мантия — одеяние епископа во время торжественных процессий, также в мантии архиерей совершает входные молитвы (перед литургией) и некоторые богослужения (например, литию на всенощном бдении). Архиерейская мантия надевается поверх рясы, как и монашеская. По покрою она подобна монашеской мантии, но пространнее и длиннее ее. У епископов и архиепископов мантия фиолетового цвета, у митрополитов — голубая, у Патриарха — зеленая.

В Древней Церкви архиерейской мантии не было. Она появилась в Византии в качестве почетного дара императора Константинопольским Патриархам, от которых затем перешла к прочим епископам. Смысл этого дара состоял в том, что царь как бы вверял новоизбранному Патриарху полноту власти над церковным народом и попечение о его нуждах, то есть как бы делился своей властью с Патриархом, ибо мантия была царским облачением. С XV века архиерейские мантии вошли в употребление всех архиереев.

Награды епископа. В Русской Церкви существует пять возможных наград для епископов.

изображение
1. Сан архиепископа. Буквально слово архиепископ означает «начальник над епископами», или «старший епископ» (греч. архе — «начало»). В Древней Церкви сан архиепископа имели епископы крупных городов и важнейших кафедр. Такое положение дел остается в настоящее время в православных восточных патриархатах, где сан архиепископа выше по статусу, чем сан митрополита (в частности, в Элладской Церкви архиепископом является только предстоятель Поместной Церкви). Однако в Русской Церкви сан архиепископа является первой наградой для архиерея, которой может быть удостоен любой епископ, независимо от занимаемой кафедры, в том числе и викарный епископ. Возведение в сан архиепископа производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. При возведении в сан архиепископа награждаемому даруется право ношения креста на клобуке.

изображение

2. Сан митрополита. В Древней Церкви сан митрополита имел старший по статусу епископ данной области — митрополии (от слов «мать» и «город»). В православных восточных Патриархатах сан митрополита по статусу всегда был ниже, чем сан архиепископа. Однако в Русской Церкви изначально взаимное отношение между митрополитами и архиепископами было принципиально иным: первосвятитель до установления патриаршества имел сан митрополита и в его каноническом подчинении были архиепископы. Потому и в настоящее время сан митрополита в России является наградой, которой могут быть удостоены архиепископы. Возведение в сан митрополита производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. При возведении в сан митрополита награждаемому даруется право ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.

3. Вторая панагия.

4. Служение с преднесением креста. Когда митрополит, удостоенный этой награды, совершает богослужение, один из иподиаконов впереди несет крест на всех торжественных выходах, а также при каждении храма. С 2004 года последние две награды являются уже не наградами в буквальном смысле слова, а только отличительными особенностями следующих иерархов: в настоящее время правом ношения второй панагии обладают по статусу Святейший Патриарх Московский и всея Руси, митрополит Киевский и всея Украины и митрополит Токийский и всея Японии, а право служения с преднесением креста имеют только два архиерея — Святейший Патриарх Московский и всея Руси и митрополит Киевский и всея Украины. Те же архиереи, которые были удостоены второй панагии ранее, имеют право ее ношения в пределах своих епархий.

изображение

5. Сан Патриарха. Буквально термин «патриарх» означает «отце начальник» (от слов «отец» и «начало»). Этот сан в Русской Церкви имеет только предстоятель. Исключительными принадлежностями патриаршего сана являются мантия зеленого цвета и жезл без сулка. Также в отличие от других архиереев голову Патриарха венчает не клобук, а специальный головной убор — куколь. Как предстоятель Церкви, Патриарх имеет право освящать миро. Кроме того, в каноническом подчинении Патриарха находятся крупные монастыри по всей территории России (называемые ставропигиальными).

Совещательный орган при патриархе или папе называется синодом. Синод от греческого sun-odeuo - "вместе идти, путешествовать"; исходное слово odos - "путь, дорога"; корень общий с русскими словами ход, ходить. Синод состоит из епископов.

. изображение изображение

Яндекс.Метрика