header('Content-Type: text/html; charset=utf-8'); Храм Кольцово
изображение
изображение
изображение
Притвор Требы Пожертвования Молебен Крещение Таинство брака Исповедь Елеосвящение Поминание ныне живущих Поминовение усопших Освящение Поминовение усопших
изображение
изображение
изображение

изображение
сякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них. Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Православные христиане и после смерти не перестают быть членами Святой Церкви. Они сохраняют с нею и со всеми остальными ее чадами самое действительное, живое общение. Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших) особенно на литургии. Поминовение усопших на проскомидии и по освящении Даров по своему значению, силе и действенности, не может быть сравнимо ни с какими другими молитвенными поминовениями или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память умерших. «Великая честь — помянуть чьё-либо имя в час, когда совершается воспоминание “Страшной Жертвы, Страшных Таинств” и присутствует Сам Владыка Христос», — говорит святой Иоанн Златоуст.

Для поминовения усопших на проскомидии необходимо перед началом литургии (или накануне вечером) так же, как и для поминания ныне живущих подать в церковную лавку храма записки с именами всех тех, за кого будет совершаться молитва. Правила оформления такой записки ничем не отличаются от правил, установленных для записок о поминании ныне живущих, только вверху записки указывается вид поминовения «О упокоении». Ниже крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечает на вопрос «кого?»). Первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества. Слова указывающие церковный сан или монастырский чин, следует писать или полностью, или по общепринятым сокращениям: патриарх - патр., митрополит - митр., архиепископ - архиеп., епископ - еп., архимандрит - архим., игумен - игум., иеромонах - иеромон., протоиерей - прот., священник - иерей, иеродиакон - иерод., диакон - диак., монах - мон., схимонах - схим., инок - ин., послушник - посл. Прихожане в миру могут указать в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении поминаемых, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин). Все имена должны быть указаны полностью в их церковном написании данным при крещении (или для монахов при постриге), например, Татианы, Алексия, Михаила, Любови и т. д. В записках, подаваемых для поминания на проскомидии, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. По поводу любого поминовения усопших есть правило, что в храмах не поминают иноверцев, умерших некрещеными и самоубийц. Но это никак не запрещает православным христианам молиться за таких людей келейно, то есть уединённо.

Но не только на общих богослужениях (литургия, вечерня, утреня) в молитвах поминаются усопшие. Помимо этого Святая Церковь установила целый ряд частных поминовений.

Для поминовения новопреставленных Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7:12; Чис. 14:33—34; Мф. 4:1-2). Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

  • 3-й — в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием — смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение.
    Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
  • 9-й — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским.
    После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
  • 20-й — как половина сорокадневного моления об умерших;
  • 40-й — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Кроме того, поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший, возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви, утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.
    После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

В Православной Церкви существует обычай заказывать сорокоуст, когда в течение сорока дней после смерти усопший поминается на проскомидии и пред освященными Святыми Дарами. Святая Церковь находит в этом великую пользу от молитвы о новопреставленных при принесении бескровной Жертвы: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». В нашем храме поминовение усопших на проскомидии можно заказать и на более длительный срок — 6 месяцев, 1 год

Одним из видов церковного поминовения усопших является панихида. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение. Наименование этой церковной службы объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство. В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

На Панихиде молитвенно поминаются усопшие и, в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

Кроме панихид по отдельным усопшим Святая Церковь на том же основании совершает в определенные дни года поминовение всех от века преставившихся православных, сподобившихся как христианской кончины, так и тех, которые, были застигнуты внезапной смертью и не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются Вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В эти родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни.

  • Радоница — это день общего поминовения умерших, которое совершается через 9 дней после Пасхи. В этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви после рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).
  • Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября (29 августа по старому стилю). Поминовение убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад — воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое Отечество. Поминовение установлено в 1769 году во время войны с Турцией и Польшей.
  • Димитриевская суббота — в субботу пред 8 ноября (26 октября по старому стилю) также поминаются воины, на поле брани убиенные, и другие умершие. Суббота названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г.) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению преподобного Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября (8 ноября по новому стилю). Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где такого праздника нет.

Все вышеперечисленные дни за исключением 11 сентября (29 августа по старому стилю) — праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи не имеют фиксированной календарной даты и зависят от от времени празднования Пасхи. Конкретные даты этих дней для любого года можно посмотреть на соответствующей странице этого сайта, в православном календаре на год.

В церковной лавке нашего храма можно заказать выбранный Вами вид поминовения и узнать время его проведения.

Дополнительную информацию можно получить по телефону: 8(922)120-88-90.

. изображение изображение

Яндекс.Метрика