header('Content-Type: text/html; charset=utf-8');
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() Для поминовения усопших на проскомидии необходимо перед началом литургии (или накануне вечером) так же, как и для поминания ныне живущих подать в церковную лавку храма записки с именами всех тех, за кого будет совершаться молитва. Правила оформления такой записки ничем не отличаются от правил, установленных для записок о поминании ныне живущих, только вверху записки указывается вид поминовения «О упокоении». Ниже крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечает на вопрос «кого?»). Первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества. Слова указывающие церковный сан или монастырский чин, следует писать или полностью, или по общепринятым сокращениям: патриарх - патр., митрополит - митр., архиепископ - архиеп., епископ - еп., архимандрит - архим., игумен - игум., иеромонах - иеромон., протоиерей - прот., священник - иерей, иеродиакон - иерод., диакон - диак., монах - мон., схимонах - схим., инок - ин., послушник - посл. Прихожане в миру могут указать в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении поминаемых, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин). Все имена должны быть указаны полностью в их церковном написании данным при крещении (или для монахов при постриге), например, Татианы, Алексия, Михаила, Любови и т. д. В записках, подаваемых для поминания на проскомидии, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. По поводу любого поминовения усопших есть правило, что в храмах не поминают иноверцев, умерших некрещеными и самоубийц. Но это никак не запрещает православным христианам молиться за таких людей келейно, то есть уединённо. Но не только на общих богослужениях (литургия, вечерня, утреня) в молитвах поминаются усопшие. Помимо этого Святая Церковь установила целый ряд частных поминовений.
Для поминовения новопреставленных Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок
для очищения от грехов и умилостивления Бога
(Быт. 7:12;
Чис. 14:33—34;
Мф. 4:1-2).
Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой
нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. Особые дни поминовений — третий, девятый
и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется
с учением Церкви о состоянии души за гробом.
В Православной Церкви существует обычай заказывать сорокоуст, когда в течение сорока дней после смерти усопший поминается на проскомидии и пред освященными Святыми Дарами. Святая Церковь находит в этом великую пользу от молитвы о новопреставленных при принесении бескровной Жертвы: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». В нашем храме поминовение усопших на проскомидии можно заказать и на более длительный срок — 6 месяцев, 1 год Одним из видов церковного поминовения усопших является панихида. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение. Наименование этой церковной службы объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство. В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия. На Панихиде молитвенно поминаются усопшие и, в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Святая Церковь на том же основании совершает в определенные дни года поминовение всех от века преставившихся православных, сподобившихся как христианской кончины, так и тех, которые, были застигнуты внезапной смертью и не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются Вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В эти родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной. Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни.
Все вышеперечисленные дни за исключением 11 сентября (29 августа по старому стилю) — праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи не имеют фиксированной календарной даты и зависят от от времени празднования Пасхи. Конкретные даты этих дней для любого года можно посмотреть на соответствующей странице этого сайта, в православном календаре на год. В церковной лавке нашего храма можно заказать выбранный Вами вид поминовения и узнать время его проведения.
Дополнительную информацию можно получить по телефону: 8(922)120-88-90.
|